Масштабируем бизнес во франчайзинговые сети для увеличения чистой прибыли

Рейтинг франшиз Forbes: как он влияет на отрасль

19.09.2019

18-20 сентября в Москве проходит выставка «Buybrand Expo». По официальной информации, на ней в этом году представлено более 200 брендов. Всего же, как пишет Forbes со ссылкой на данные Российской Ассоциации Франчайзинга, в России на сегодня зарегистрировано порядка 2 000 франшиз в разных отраслях.

Рейтинг франшиз Forbes представители рынка называют одним из ключевых явлений отрасли, наряду с «Buybrand Expo». Как на самом деле он влияет на компании и на развитие франшизы в России? Рассказывают участники и редакторы рейтинга, а также представители российского рынка франшизы.

Как попадают в рейтинг

Описание методологии отбора на сайте Forbes гласит, что для определения 30 самых выгодных франшиз России авторы анализируют сотни российских компаний, продающих франшизы: сопоставляют данные порталов по франчайзингу, мнения экспертов, базу Forbes.

Работа над составлением рейтинга, как говорят его авторы, ведётся не раз в год, а фактически беспрерывно. Рассказывает Елена Ганжур, обозреватель Forbes, редактор «Рейтинга франшиз Forbes»: «Ежегодно в преддверии выхода рейтинга в редакцию поступают заявки от участников, которых мы проверяем на добросовестность, а также соответствие критериям (методология разработана вместе с экспертами по франчайзингу). А после выхода рейтинга в течение всего года мы получаем обратную связь: узнаем о новых проектах, иногда компании просят оценить их бизнес в будущем году, а некоторые даже предлагают способы совершенствования системы оценки».

Участники рейтинга 2019 года рассказывают, что попасть в «список Forbes» весьма непросто. Основатель сети языковых центров «Полиглотики» (2 место среди проектов с инвестициями 1-5 млн рублей в 2019 г.) Елена Иванова рассказывает, что бизнес-издание анализирует франшизы России, соответствующие двум главным критериям: первый – франчайзер должен работать не менее трех лет (программа франчайзинга сети «Полиглотики» была запущена в 2015 году, а первый языковой центр был открыт в 2006 году в Петербурге); второй – процент закрытых точек от всех открытых в 2018 году должен составлять менее 50% (у «Полиглотиков» закрылось всего три центра против почти 100 открытых филиалов).

CEO и сооснователь компании «Чемпионика» (1 место 2019 г. среди проектов с инвестициями до 1 млн р.) Руслан Баширов утверждает, что глобально попадание в рейтинг – это оценка компании как бизнеса: насколько он зрелый, стабильный, прибыльный. И куда этот бизнес движется – развивается или разваливается. «Попасть в рейтинг Forbes непросто. – говорит Руслан. – Рейтинг нельзя купить – любой желающий может это проверить, организовав мистеришопинг в их рекламном отделе. Просто позвоните им. Вам предложат купить медийную рекламу, баннеры, размещение в статье с пометкой «на правах рекламы». Но место в рейтинге – нет, как бы вы не просили. Потому что попасть в рейтинг можно только одним путем – упорно работая над собой, компанией, франшизой, сетью, продуктом. Только тогда вас заметят и оценят по заслугам».

Дмитрий Корнеев, основатель международной сети школ классического танца «Балет с 2 лет», также считает, что рейтинг ценен независимостью: компания не может заплатить взнос и принять участие в исследовании. Но любая методология оценки имеет и слабые места, часто они связаны с тем, что нет «работы со случаем», детального анализа – почему закрылись точки и т. д. Компания Дмитрия в рейтинге пока не участвовала: «Рейтинг включает компании, которые продают франшизу не менее трёх лет, – рассказал он. – Наше предложение на рынке появилось в 2018 году, до этого мы управляли собственной сетью, готовились к запуску франчайзингового продукта. То есть, в рейтинг компания сможет попасть в лонг-лист только в 2020 году».

Зачем попадать в рейтинг

«Конечно, это красивая репутационная история, – рассуждает Дмитрий Корнеев. – Оценить экономическое значение сложнее: возможно рейтинг повлияет на продажи франшизы, но как вычленить вес именно этого влияния? Только приблизительно, опираясь скорее на ощущения, чем на методики точного расчёта».

«Участие в рейтингах, безусловно, очень полезно для компаний и брендов, – говорит Максим Трубников, руководитель департамента франчайзинга, ГК «Шоколадница» (4 место среди проектов с инвестициями 5-25 млн рублей в 2019 г.). – Это позволяет посмотреть на себя со стороны, увидеть, к чему ты пришел, каких успехов добился, какое положение занимаешь относительно конкурентов и вообще игроков рынка. К тому же, рейтинг франшиз очень помогает предпринимателям сделать выбор, оценить рынок и свои силы в том числе. Всё удобно и консолидировано собрано в одном месте. Кроме того, участие в рейтингах положительно сказывается на имидже компании и является хорошим инфоповодом для пиара».

«Результат очевиден, – отмечает основатель языковых центров «Полиглотики» Елена Иванова. – Это повышение статусности франшизы, подтверждающей авторитет и добросовестность франчайзера как надежного партнера для сотрудничества. Безусловно, это еще и рост узнаваемости, ведь вас признало мировое издание, к мнению которого прислушиваются все крупные игроки рынка. А главное, победа в рейтинге — это положительная репутация бренда на большой отрезок времени».

В «Полиглотиках» посчитали и практическую пользу. «После того как бренд занял второе место в одной из категорий рейтинга Forbes, на 15% увеличилось число заявок от франчайзи, указывающих в анкете, что обратили внимание на наш проект в рейтинге Forbes», – делится Елена.

Зачем рейтинг рынку

На вопрос о том, насколько рейтинг франшиз Forbes влияет на рынок, редактор рейтинга Елена Ганжур отвечает сдержанно: «Рынок франчайзинга развивается в условиях существующей экономической ситуации и по правилам, установленным государством, и, конечно, самими игроками отрасли. Задача рейтинга Forbes – выбрать самые устойчивые и выгодные франчайзинговые проекты и проследить их динамику, обозначив основные тенденции».

Максим Трубников отмечает, что рейтинг франшиз Forbes, безусловно, является одним из самых влиятельных рейтингов, позволяющий предпринимателям, желающим выйти на новые рынки, объективно посмотреть на бренды и сделать осознанный выбор.

Немного иначе смотрит на ситуацию Руслан Баширов: «Многие считают, что рейтинг Forbes развивает рынок франшиз. Здесь есть доля правды. Молодые и активные предприниматели вдохновляются рейтингами, и рейтингом Forbes в частности. Начинают превращать свой маленький успешный бизнес в сеть, или вообще поняв, куда надо идти – начинают строить сеть с нуля. Однако, нельзя путать развитие и формирование рынка с ранжированием рынка. Ведь номера в строчках рейтинга – это не формирование рынка, это его отражение. Рейтинги топовых отраслевых изданий помогают потенциальным партнерам разобраться в текущей ситуации на рынке, ведь профессионалы отрасли уже проделали за них титаническую работу: отсеяли тысячи пока ещё «сырых» франшиз».

Рейтинги, по мнению Руслана, не влияют на рынок франшиз, а лишь отражают ситуацию на нем: «Наша франшиза детских спортивных школ футбола и танцев «Чемпионика» лидирует в отрасли, – говорит Руслан. – Лидировать в отрасли и собирать премии – это две разные задачи».

по материала vc.ru